Ксения: Светлана Геннадьевна, а когда Вы заинтересовались славянской письменностью?
Я: Я никогда не принимала полностью того «факта», что Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Меня волновали вопросы: неужели на Руси до 9 века не было письменности? Не вели летописи, календари, хозяйственные расчеты? Разве раньше не было у народа, история которого исчисляется сотнями веков, своих песен, своей самобытной речи, своей культуры, наконец?! И разве не было у наших предков образной системы для передачи опыта из поколения в поколение? С каждым годом исследований ко мне приходили ответы на эти вопросы.
Сначала знания приходилось собирать по крупинкам. Я работала в архивах Института русского языка Академии Наук СССР. Занималась изучением научных работ XVIII-XIX вв. по словесности, особенно М.В.Ломоносова, и перепечатанных фрагментов сохранившихся берестяных грамот.
Позднее стало приходить больше новой информации из научной и научно-популярной литературы. Лингвистические знания дополнялись историческими, философскими, эзотерическими. Разрозненные образы стали собираться воедино.
Ксения: Так Вы стали исследователем старославянской Азбуки. Расскажите немного о ней?
Я: Это громко сказано – «исследователем старославянской азбуки». Я считаю, что изучение буквы ради буквы не имеет смысла. Для меня важно показать, как образы древних буквиц раскрывают значения слов и помогают нам понять не плоско и поверхностно, а глубоко и целостно истинный смысл слов, а значит, самих себя.
Есть две версии происхождения Азбуки: мистическая и материалистическая. По первой, славянская Азбука была дана людям как откровение Свыше. По второй, славянская Азбука – это результат многовековых наблюдений человека за самим собой, жизнью природы в целом и графическое отображение на плоскости этих многомерных объектов мироздания.
Что касается самих графических элементов, то их было всего три: черты (горизонтальные линии), резы (вертикальные линии) и коловраты (круги жизни). Из этих трех элементов и составлялись все буквы. Всё истинное – просто. Но количество сочетаний – огромно. И в каждой буквице – свой смысл, свой образ. И у каждой свое имя и предназначение.
Ксения: В Вашей картине славянской азбуки уже есть определенная целостность, единство. Но считаете ли Вы её завершённой?
Я: Конечно, нет! Азбука – это процесс, это движение и жизнь, перетекание одного потока в другой, одной буквицы в другую. Азбука, как человек, который живет и дышит. Она разная, и одновременно находится в постоянном обновлении. Недаром же «река» и «речь» – однокоренные слова.
Ксения: И каждая буквица – часть этого живого целого?
Я: Разумеется. Буквы Азбуки – это не застывшие знаки, к которым можно прикрепить что угодно. Например, «Аиста» или «Арбуз» к букве «А». Нет. «Азъ» – это воплощенный Человек-Бог, творящий и созидающий на Земле «Буки» – это не «Баранка» и не «Баран». Это Боги, знания, письмена, обучение, путь человека как Учителя и Ученика.
Каждая буквица – это «сосуд», наполненный своим особым смыслом. Этот – с водой. Этот – с маслом. И в таком порядке вещей – целостность и закономерность. А в подмене и разорванности образов, которые мы сейчас имеем, очень сложно увидеть в Азбуке то, что в ней изначально было – единый текст-послание, объяснение истинного устройства Мироздания и его законов.
Ксения: Светлана Геннадьевна, а как возникла у Вас идея проведения курсов по славянской азбуке?
Я: В 2009 г. была проведена клубная встреча – «Древняя Азбука как первый учебник жизни». В 18:30 открылись двери – и пошел людской поток. Людей пришло столько, что в большом зале не хватило мест, и многие слушали стоя. Рекламы тогда не было. Резонанс от моего выступления был мощнейший. Был даже такой отклик: «Возрождение народа через возрождение языка – это должно стать национальной идеей!». Тогда я поняла, что эта информация сейчас необходима, и стала проводить различные занятия по Азбуке, от однодневного семинара до длительного курса.
Ксения: Что дает изучение Азбуки современному человеку?
Я: Изучая сегодня славянскую Азбуку, мы получаем удивительный инструмент для познания самих себя как людей говорящих, и мира, который ежеминутно создается нашими мыслями, словами и поступками.
Для человека, который использует слова, не зная их настоящего смысла, просто следуя привычным речевым стереотипам, мир представляется плоским, однобоким. Например, многие не знают истинного значения слова «радость», и употребляют его как обозначение какого-то эмоционального подъема, всплеска чувств. А на самом деле это слово состоит из двух корней: «Ра» – свет и «Дость» – достаточно. Т.е. радость – это когда на душе ясно, когда света достаточно. Насколько глубже такое понимание!
Что такое буквы и слова? Это отражение наших мыслей о себе и мире. Узнавая истинное значение букв, корней и слов, мы начинаем действовать и общаться, исходя из понимания реальности. Мы начинаем вести себя по-новому, открываем для себя возможность развития и прогресса. Мы уже не будем бездумно говорить «О КЕЙ!», а заменим на русское «Хорошо». Ведь «Хорошо», если вникнуть в смысл каждой буквицы, означает защиту жизни, мыслей, дела и речи, а также опору на корни рода. Или, например, мы будем стремиться не «похудеть», а «стать стройнее». Здесь и без объяснений всё понятно, если задуматься.
Азбука способствует осознанной, осмысленной жизни, создаёт целостную картину мира. Она помогает преодолеть современное фрагментарное мышление, из-за которого у людей так часто бывают усталость, скука, негатив. Я вижу, как обновляются и оживают люди после встреч, посвященных Азбуке.